Перспективы продаж грузовых автомобилей на российском рынке
В августе 2011 КАМАЗ работал только первую неделю из-за ежегодного корпоративного отпуска, выпустив 1,1 тыс. машинокомплектов.
По итогам восьми месяцев 2011 года продажи КАМАЗа выросли в 2,4 раза и составили 26,4 тыс. машин. До конца года планируется продать более 40 тыс. грузовых автомобилей (+25%), повысив тем самым предыдущий прогноз на 2 тыс. автомобилей. По оценкам КАМАЗа, всего в России по итогам 2011 года будет продано более 90 тыс. коммерческих автомобилей. А по прогнозам «Автостата», в этом году в России будет зарегистрировано 113 200 новых автомобилей, что на 50% больше показателей 2010 года.
Отечественные грузовики удерживают с большим отрывом лидерство на российском рынке, благодаря относительно низкой цене, хотя и несколько проигрывают в динамике роста. Например, цены на европейские грузовики находятся в диапазоне 2 700 000 – 3 700 000 руб., что в среднем раза в два выше стоимости КАМАЗов, и сроки окупаемости техники соответственно отличаются в два раза.
На сегодняшний день в условиях экономической нестабильности и отсутствия точных прогнозов, под давлением угрозы следующей волны кризиса и сокращением перевозок потребитель выбирают более дешёвую, быстро окупаемую коммерческую технику. Но и продажи иномарок показывают значительный рост. Так, «Рено Тракс Восток» реализовала на территории России, Белоруссии и Казахстана 800 грузовиков, что более чем в два раза превышает результат прошлого года. В 2011 году компания продала 1500 грузовиков, из которых 60% составляют грузовой тягач седельный. Далее планы компании еще более грандиозны: в 2012 г. Выпустить 2600 машин, в 2013 г. – 3500, в 2014 г. – 5000.
Комитет автопроизводителей AEБ ожидает, что продажи лёгкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей в России в 2011 г. составят 2,24 млн. машин. При этом «Группа ГАЗ» планирует увеличить продажи лёгких коммерческих и среднетоннажных автомобилей до 110 тыс. машин вместо запланированных ранее 100 тыс.
Кроме того, планируется продажи автобусов подтянуть на 48%, до 14 тыс. единиц, а тяжёлых грузовых автомобилей – на 9%, до 12 тыс. А пока за шесть месяцев продано автобусов на 19% больше, чем годом ранее. Причём экспортные продажи автобусов выросли на 66%, а доля экспорта в объёме продаж автобусов «Группы ГАЗ» достигла 21% (+8% к аналогичному показателю предыдущего периода).
Среди автобусов, благодаря относительно невысокой стоимости и реализации программы продвижения автобусов семейства ПАЗ-3204 в Центральном и Приволжском федеральных округах РФ, наиболее востребована продукция ПАЗа – за полгода зарегистрировано 3900 новых автобусов.
Эксперты считают, что производство в России будет активно расти еще 2–3 года, потому как рынок не добрался до точки насыщения, и спрос сейчас опережает предложение. К тому же ряд отечественных автомобилестроителей стал двигаться дальше в направлении сотрудничества с иностранными производителями по созданию СП, что позволит существенно улучшить качество отечественной продукции и увеличить конкурентоспособность на рынке как внутреннем, так и внешнем.